it-консалтинг и аутсорсинг
что мы делаем контакты блог

Final Cut Pro X, мои первые впечатления

Василий Колосов 24.06.2011

Как бы двусмысленно это ни звучало для русского уха, но буква «X» явно имеет для Apple какое-то особое, сакральное значение. Как Mac OS X, так и Quicktime X были не просто очередными итерациями, а, фактически, переписанными заново продуктами. Final Cut Pro X не стал исключением из правила — от кода старых версий не осталось ни следа, а главное, поменялся сам подход к работе.

Первое, и заметное сразу отличие: все стало гораздо быстрее. Фоновый рендеринг, честные 64 бита (кто говорил, что 2560 Мб хватит всем?), использование всех ядер процессора(-ов) и ресурсов видеокарты позволяют уделить максимум времени непосредственно монтажу, а не ожиданию конца просчета. Можно работать в формате исходного видео, либо перекодировать его в родной для Final Cut Pro  ProRes, нет необходимости дожидаться окончания процесса — программа автоматически переключится на использование сконвертированных файлов, как только они станут доступны.  Стало проще ориентироваться в материале (об этом ниже), увеличилось число клавиатурных комбинаций, что также ускоряет рабочий процесс. Аварийное завершение программы или отключение питания больше не приводят к потере работы — Final Cut Pro X постоянно записывает каждое изменение, сделанное пользователем.

На замену бинам пришла единая Event Library — библиотека событий. Метаданные отныне поставлены во главу угла. Для каждого события автоматически добавляется информация об исходном материале (дата съемки, формат, модель камеры…) и данные, полученные в ходе анализа видео (наличие людей в кадре, стабилизация изображения) — это позволяет сделать начальную выборку. Далее можно добавлять ключевые слова, расширенное описание, присваивать рейтинг и т.д. Разделение материала по категориям происходит при помощи коллекций. Smart Collections — аналог смарт-папок в Finder, которые отображают все клипы, удовлетворяющие определенным критериям поиска. Добавление ключевого слова к клипу автоматически создает соответствующую Keyword Collection, перетаскиваем на нее другой клип — к его описанию добавляется это же слово. Более того, ключевые слова можно добавить и к отдельным временным отрезкам клипа — получается аналог Subclips в предыдущих версиях Final Cut Pro.

При добавлении видео на таймлайн, функция Magnetic Timeline автоматически располагает его так, чтобы избежать пересечения или промежутков между соседними клипами, и это действительно удобно. Clip Connections позволяет связать несколько клипов, которые будут перемещаться вместе. Можно группировать клипы для перемещения между проектами или применения к ним одного и того же эффекта.  Монтаж по трем точкам, он же Three-Point Editing, когда расположение фрагмента видео при вставке задается маркерами In и Out в исходном клипе и на таймлайне, также поддерживается. Инструменты для редактирования звука и цветокоррекции теперь встроены в Final Cut Pro X.

При всех своих несомненных достоинствах, новая версия вызвала настоящий шквал критики. Как и всегда, причиной стали функции программы, которые в Apple посчитали ненужными, либо не успели воплотить:

  • Отсутствует возможность импорта проектов предыдущих версий, нет поддержки XML и EDL.
  • Импорт видео с кассет только по FireWire, без возможности задания маркеров In/Out. Функция экспорта на кассету отсутствует.
  • Нет инструментов для мультикамерного монтажа.
  • Не поддерживается экспорт в OMF.
  • Это же iMovie! Консьюмер продакт! Верните все как было, немедленно!!

С отсутствием функции импорта проектов FInal Cut Pro 7 еще можно смириться — в конце концов, слишком уж многое изменилось в новой версии.
Работа с XML, EDL и OMF, скорее всего, будет добавлена в ближайших обновлениях, которые Apple обещает выпускать аж по два раза в год (но эта информация только со слов приближенных к Apple тестеров и авторов курсов!).

Радикальным является отказ от записи на кассету. Понятно, что Apple устремлены в будущее, и пленка вместе с флоппи-дисками не очень хорошо в него вписываются. Тем не менее, многие сценарии работы, особенно на телевидении, предполагают запись финальной работы на кассету, и Final Cut Pro X здесь остается не у дел. С другой стороны, как сказал Андрей Назаров, работа настоящего профессионала заключается не в выгоне на Betacam, а в использовании своей головы :-)

Стоит ли переходить на Final Cut Pro X? Если вы не используете пленку, то новая версия сильно ускорит рабочий процесс, а напоминать о том, что время — это деньги, думаю, излишне.
В противном случае, стоит пока остаться на FCP 7 и надеяться на лучшее (ха!). 
Также препятствием может стать отсутствие экспорта в OMF и тяжкий груз старых проектов, которые в Final Cut Pro X загрузить никак не получится, придется закончить их в предыдущей версии. Ситуация может поменяться с обновлениями, так что нет причины сразу сбрасывать FCP X со счетов.
Тем более, что установка новой версии не удаляет Final Cut Pro 7 — их можно использовать одновременно на одной системе.

  • Мнение автора не является официальной позицией компании Шорткат :-)

  • Ну Nazandr-то может позволить себе использовать FCP X (хотя я все же сильно сомневаюсь в том что он будет это делать).
    А вот конвейерно-поточно- бестолково-многопостовое телепроизводство базирующееся на San-ах…
    Опять же я не умоляю новых возможностей, НО(!!!) просидеть смену за этим оочень агрессивным интерфейсом не смогу. А бедноватый лаконичный интерфейс FCP7 или той же Media100 не взорвет мозг и на исходе 40-ка часовой смены. Хотя тоже есть претензии..
    А на самом деле “предъява” к Apple всего одна- “Зачем было называть этот продукт созвучно FCP?” Ну можно же было как-то обозначить его типа “Advanced Home video editor”… И кучи негатива просто бы небыло.. :)

  • Михаил Аранышев

    Оки, не увеличилось число клавиатурных комбинаций, а уменьшилось и если в старом Кате шорткаты были мнемонические, то здесь они просто с потолка.

    “На замену бинам пришла единая Event Library — библиотека событий.”

    Знаешь, что означает Event Videography? Съёмка свадеб и дней рождения. Вот только даже для тех, кто зарабатывает этим, весьма специфическим форматом видеопродукта, FCPX не годится. Именно из-за Event Library. Потому что заточена база данных нового Ката под домашнюю хронику. Это просто семейный видеодневник, который имеет смысл только когда в него год за годом заливается всё видео, которое на свою камеру снимает папа. Он даже справится, если залить в него что-нибудь с камеры двоюродного брата, но не более того. Для коммерческой работы, где у монтажёра проекты начинаются и заканчиваются, клиенты приходят и уходят, это всё практически бесполезно.

    “При добавлении видео на таймлайн, функция Magnetic Timeline автоматически располагает его так, чтобы избежать пересечения или промежутков между соседними клипами, и это действительно удобно”

    Это удобно для того, чтобы с похмелья после корпоратива быстренько накидать ролик снятого на телефон “компромата”. Для монтажа это неудобно. Монтаж не только и не столько о том, в каком порядке следуют планы, сколько о том, в какой момент времени происходит то что монтажёр хочет показать зрителю.

    “Монтаж по трем точкам, он же Three-Point Editing, когда расположение фрагмента видео при вставке задается маркерами In и Out в исходном клипе и на таймлайне, также поддерживается”

    Ага. Только в половине случаев приоритет точек входа и выхода выбирается неправильно.