it-консалтинг и аутсорсинг
что мы делаем контакты блог

Final Cut Pro X – решение проблем и ответы на часто задаваемые вопросы

Максим Рязанов 28.04.2016

Final Cut Pro X logo

21 Июня 2016 Final Cut Pro X исполнится 5 лет. Появившись в 2011, он был встречен очень неоднозначно — полностью переработанный интерфейс, кардинально отличная логика работы, сам подход к процессу монтажа. Единственное, в чем сошлись мнения большинства – работа в X требовала существенно меньше времени, отличие доходило порой до двух раз, по сравнению с аналогичным объемом работ в 7 версии.

За эти 5 лет успели смениться три версии приложения, был сильно переработан интерфейс, структура хранения проекта, проведена огромная работа над ошибками.

Ниже представлена переработка трех англоязычных статей, опубликованных на разных интернет-ресурсах. Она содержит часто задаваемые вопросы по FCPХ и решение его наиболее распространенных проблем.

Общие рекомендации

  • Используйте последнюю версию OS X (10.11) и соответствующую версию FCP X (10.2)! Она является актуальной, доработанной и обновляемой на сегодняшний день. Версии, соответствующие предыдущим OS X не развиваются и почти сняты с поддержки. Многие новые функции, рекомендации и приемы, упоминаемые на профильных ресурсах, неприменимы к ним.
  • Отключите App Nap для приложения /Applications/Final Cut Pro.app. Для этого достаточно открыть его свойства (CMD+I) и поставить галочку напротив пункта Prevent App Nap.
  • Как при запуске FCP X открыть диалог, позволяющий создать новый пустой проект вместо последнего, над которым работали или открыть один из имеющихся проектов? При запуске удерживать клавишу Alt (Option, ⌥). Может оказаться полезным при проблемах запуска текущего проекта.

Проблемы с производительностью

  • Первым делом отключите создание waveforms и thumbnails на timeline, это сильно разгрузит систему.
  • Если вы работаете с действительно большим количеством исходного материала или с исходниками работают одновременно несколько человек, рекомендуем вынести их хранение из проекта на отдельный раздел (external media). Для этого в свойстах проекта укажите новое расположение для элемента Media и сделайте File > Consolidate Library Files. Не забудьте выставить всем причастным разрешающие права на выбранный раздел. Механизм описан в статье Manage storage locations.

Проблемы со стабильностью

  • Если программа работает нестабильно или аварийно завершает работу (“вылетает”), как и с предыдущей версией, причиной могут оказаться внешние устройства, подключенные по USB 2 или FireWire. Отключите их и подключайте по одному, чтобы найти виновника. По возможности, используйте для работы подключения USB 3 или Thunderbolt.
  • При решении проблем FCP X может быть полезно запустить в безопасном режиме (при этом будет удален файл настроек). Для этого при запуске необходимо удерживать клавиши Alt (⌥) + CMD (⌘).
  • На старых версиях бывает, что проект оказывается поврежден и FCP X просто не запускается (перестает отвечать (“зависает”) при попытке открыть последний проект, над которым вы работали). Чтобы решить эту проблему, вам необходимо открыть проект в Finder и выполнить Show Package Contents, затем удалить папки Thumbnail Media, Peaks Data и файл CurrentVersion.flexolibrary. При следующем открытии файл проекта будет восстановлен из резервной копии (“бэкапа”).
  • Если при запуске FCP X перестает отвечать на стадии “Restoring the window layout”, необходимо удалить папку, расположенную по адресу ~/Application Support/Final Cut Pro/Layouts.
  • Cпособ, позволяющий справиться с медленной работой (вращающийся курсор ожидания, Mac OS X 10.11 Beach Ball) FCP X — закройте проект (File > Close Library). Он должен остаться в списке Project Library, экспортируйте его в XML (File > Export XML). Создайте новый проект (File > New > Library), импортируйте в него сохраненный в предыдущем шаге XML. Перезапустите FCP X и убедитесь, что это помогло.
  • Проблемы с запуском может решить удаление папки com.apple.FinalCutPro.savedState, расположенной по адресу ~/Library/Saved Application State/com.apple.FinalCutPro.savedState.

Final Cut Pro X Screenshot 1

Часто задаваемые вопросы

В: Как произносится название Final Cut Pro X?
О: Произносится “Final Cut Pro ten”.

В: Каковы возможности и системные требования Final Cut Pro X?
О: На официальной странице приложения доступны полные системные требования, обзор возможностей, а так же дополнительная информация на apple.com/finalcutpro.

В: А все же, заработает ли FCP X на моем Mac?
О: Для Final Cut Pro X, Motion 5 и Compressor 4 требуется OpenCL-совместимая видеокарта (не путать с OpenGL) и Mac App Store просто не позволит вам приобрести приложение, если ваша карта не входит в число совместимых. Apple опубликовала лист совместимости, в котором перечислены как подходящие модели, так и заведомо несовместимые с FCP X.
Однако, профильные ресурсы рапортуют об успешном запуске и функционировании с несомвестимыми картами, при условии, что приложение было куплено на совместимом Mac, а затем скопировано на рабочую станцию. Конечно, не рекомендуется использовать эту лазейку в продакшене (как минимум это чревато низкой производительностью).

В: Доступна ли пробная версия Final Cut Pro X?
О: Да, на странице Frequently asked questions about the Final Cut Pro X trial доступна ссылка на скачивание полностью функциональной 30-дневной версии Final Cut Pro X trial.

В: Где можно приобрести Final Cut Pro X?
О: Final Cut Pro X доступен исключительно в Mac App Store.

В: На скольких компьютерах я могу установить приобретенную копию Final Cut Pro X?
О: Короткий ответ — на 2 (двух): одну копию на рабочем и вторую копию на ноутбуке.
Развернутый ответ — для установки, в разделе Mac App Store, на вкладке Purchased щелкните по кнопке Install.
(Замечание: некоторые пользователи сообщают, что Mac App Store может “забыть”, что у вас приобретен FCP X)
Лицензионное соглашение Final Cut Pro X 10.2 гласит, что владелец, принявший лицензионное соглашение и купивший программу в Mac App Store имеет, в частности, следующие права:

(i) Скачать, установить, запускать и использовать в некоммерческих целях, одну (1) копию программы непосредственно на каждом компьютере Apple под управлением OS X (“Mac Computer”) которым вы владеете или используете…
(ii) В случае использования в коммерческих целях или в сфере обучения, скачать, установить, запускать и использовать одну (1) копию программы: (a) на компьютере Mac которым вы владеете или используете в одиночку, или (b) на общедоступном компьютере Mac которым вы владеете или используете совместно.
К примеру: один владелец имеет право использовать программу и на своем рабочем Mac и на своем портативном Mac. Также несколько студентов могут использовать программу на одном Mac находящемся в общем классе или лаборатирии.

Полный текст соглашения доступен на странице Final Cut Pro X 10.2 License Agreement.

В: Как приобрести Final Cut Pro X для бизнеса или сферы образования?
О: Для этого существуют специальные программы Apple Volume Purchase Program (VPP) для Business или Education (увы, эти программы недоступны в России).

В: Как вернуть купленный в App Store FCP X?
О: Использовать форму обратной связи, в которой выбрать “The app didn’t function as expected”. Даже несмотря на то, что в соглашении “terms and conditions” Apple возврат не допускается, большое количество людей смогло таким образом оформить возврат средств не только за FCP X, но и другие приобретенные в App Store программы.

Final Cut Pro X Screenshot 2

В: Что делать, если установленная версия FCP X не обновляется через App Store?
О: Прежде всего, убедитесь, что ваша видеокарта есть в листе совместимости. Последовательность следующая: скопируйте ваше приложение из папки /Applications на внешний диск (флешку), после чего удалите его из папки /Applications (не забудьте очистить карзину). Перезапустите App Store и в разделе Purchases установите FCP X (установится последняя доступная для вашей системы версия программы). Подробнее метод описан в этой статье.

В: Что нового в версии Final Cut Pro X 10.2?
О: Нововведения описаны в документах Final Cut Pro X version 10.2 release notes, а так же What’s new in Final Cut Pro 10.2 в разделе Final Cut Pro X Help, и на странице What’s new in Final Cut Pro X.

В: Какие камеры и устройства поддерживает Final Cut Pro X?
О: Они перечислены в документе Cameras supported by Final Cut Pro X.

В: Какие ресурсы по обучению и поддержке доступны для Final Cut Pro X?
О: Final Cut Pro X support resources для самостоятельного решения проблем и Final Cut Pro X training resources для обучения.

В: Какая документация доступна для Final Cut Pro X?
О: Руководства пользователя доступны на странице User guides for Final Cut Pro X, Motion 5, and Compressor 4.

В: Какие доступны тренинги и сертификации по Final Cut Pro X?
О: Они описаны на странице Final Cut Pro X training resources.

В: Как перейти с Final Cut Pro 7 на Final Cut Pro X?
О: Это описано в Final Cut Pro X for Final Cut Pro 7 Editors.

В: Перезапишет ли FCP X при установке Final Cut Pro 7?
О: Нет. Все приложения пакета Final Cut Studio будут перемещены в соответствующую папку /Applications/Final Cut Studio/.

В: Где почерпнуть больше информации по эффективной работе с Final Cut Pro X Libraries?
О: На страницах:
Update and work with Final Cut Pro X libraries FAQ
Managing Media with Final Cut Pro X Libraries
Media management overview

В: Что насчет Motion и “audio content” по аналогии с Final Cut Studio?
О: Они есть. Но не устанавливаются по умолчанию (не входят в состав FCP X). Motion 5 устанавливается (покупается) отдельно из App Store. Дополнительный контент можно скачать бесплатно, выбрав в FCP X пункт меню Final Cut Pro > Download Additional Content.
ЗАМЕЧАНИЕ: Даже если сам дополнительный контент вам не нужен, все же рекомендуется его установить, так как в нем содержится, кроме прочего, расширенный набор кодеков.

В: Нужен ли мне Compressor 4?
О: Он необходим для срабатывания функции Export to QuickTime Movie и, в свою очередь, содержит множество кодеков и пресетов для конвертации. Если вам необходиа сквозная конвертация и экспорт из FCP X, вам определенно придется приобрести Compressor 4.

В: Что насчет остальных: Color, Cinema Tools и DVD Studio Pro?
О: Увы, Apple до сих пор не анонсировала их аналогов.

В: Откроются ли проекты Final Cut Pro 7 в FCP X?
О: Увы, нет. Есть возможность импортировать FCP 7 XML файл в 7toX, но учитывайте, что не все содержимое возможно перенести этим способом (мультикамеры и пр.).

Final Cut Pro X Screenshot 3

В: Можно ли импортировать и экспортировать XML?
О: Можно, начиная с FCP X 10.0.1 или выше. Имейте ввиду, что в XML попадет не все содержимое проекта или эвента, так что это не является полноценной заменой механизму обмена проектами.

В: Поддерживается ли экспорт EDL или списков маркеров?
О: Увы, нет.

В: Можно ли импортировать содержащий слои файл Photoshop?
О: Да, в FCP X 10.0.3 или выше.

В: Поддерживается ли захват с кассет?
О: Да, но только по Firewire, что ограничивает нас DV, HDV или DVCPROHD. Процесс захвата описан в Import from tape-based cameras, максимально упрощен и для расширенных возможностей захвата рекомендуется использовать сторонние инструменты.

В: Возможен ли выгон на кассету?
О: Увы, нет.

В: Совместимы ли плагины Final Cut Pro 7 с Final Cut Pro X?
О: Увы, нет.

В: Возможен ли экспорт QuickTime movie с маркерами глав?
О: В новых версиях, да. Плюс, доступен обходной путь для старых.

В: Какие форматы поддерживает Final Cut Pro X?
О: Поддерживаемые форматы перечислены на странице Final Cut Pro X Help: Supported media formats.

В: Как изменить расположение проекта и сопутствующих файлов?
О: По умолчанию рендеры, кэши и исходные файлы хранится в папке проекта и вы можете просто переместить проект на другой диск. Так же, в свойствах проекта есть возможность указать отличное расположение для каждого из этих элементов.
ЗАМЕЧАНИЕ: Только локальные диски могут использоваться для хранения проекта – вы не можете сохранить его на AFP, SMB и ExFAT разделы. Зато можно использовать Xsan или NFS.

В: Возможен ли экспорт non-self-contained QuickTime movie?
О: Увы, нет.

В: Возможен ли вывод на просмотровый монитор?
О: Да, но есть некоторые вопросы, связанные с качеством отображения.

В: Как выгрузить OMFs / AAFs в Pro Tools?
О: Через сторонние приложения. Например, приобрести X2ProLE Audio Convert или ее полную версию X2Pro, которые поддерживают экспорт AAF из FCP X.

В: Что с автоматическими сохранениями?
О: FCP X сохраняет все изменения в проекте немедленно, функция ручного сохранения отсутствует. В результате и предыдущего сохранения, как такового, нет. Но есть одна резервная копия проекта, по умолчанию создаваемая каждые 15 минут (начиная с FCP X 10.0.3 и выше). Подробнее о работе с резервными копиями проекта – Restore a library from automatic backups.
ЗАМЕЧАНИЕ: Если действий Undo вам недостаточно и необходима разветвленная история сохранений, вам может помочь Pro Versioner.

В: Что с аудио микшером?
О: Увы, его нет. Возможность установки keyframe присутствует, но не в режиме реального времени, как ранее во время проигрывания timeline.

В: Возможен ли одновременный запуск Final Cut Pro X and Final Cut Pro 7?
О: Увы, нет, FCP X обнаруживает запущенный FCP 7 и просит его завершить.

В: Почему файлы DV, импортированные из iMovie, проигрываются без звука?
О: iMovie создает сырой (raw) DV файл без информации о треке или других метаданных. FCP X проверяет файлы на наличие информации о структуре трека. Что бы исправить ситуацию, вам необходимо пересохранить .dv файлы как QuickTime movies. Для этого откройте их в QuickTime Player 7, затем выполните File > Save As и сохраните в формате self-contained movie.

Final Cut Pro X Screenshot 4

В: Что делать, если появляется сообщение об ошибке при запуске Final Cut Pro 7, которое сообщает, что он несовместим с Motion 5?
О: После установки Motion 5 вам необходимо запустить Motion 4 и закрыть его. Сообщение об ошибке должно пропасть.

В: Откроются ли мои старые проекты Motion в версии Motion 5?
О: Да. Появится запрос на обновление имеющегося проекта (не рекомендуется) или открыть как untitled project (рекомендуется), впоследствии сохранив его под другим именем.

В: Совместимы ли новые версии Motion и Compressor с Final Cut Pro 7?
О: Ни функция Send to Motion, ни Send to Compressor не будут работать с их новыми версиями, однако они полностью работоспособны и вы можете использовать их как отдельные приложения.
Вы не сможете добавить проект Motion 5 на timeline Final Cut Pro 7 (сообщает об ошибке с missing media), но вы можете сделать экспорт в формате QuickTime movie и добавить его в FCP7. Также, имейте в виду, что проекты Motion 5 не совместимы с Motion 4 и нет способа понизить их версию.

В: Новый Compressor на первый взгляд не изменился, в чем нововведения?
О: Одним из основных изменений состоит в том, что Qmaster теперь интегрирован непосредственно в Compressor.

В: Новая версия Compressor основана на x64 архитектуре?
О: Фоновые процессы конвертации — x64, но только для x64 кодеков. Пользовательский интерфейс Compressor – все еще x86.

В: Работает ли функция Send to Compressor в FCP X с Compressor 3?
О: Увы, нет, вам понадобится Compressor 4.

В: Как настроить Compressor 4 на использование всех ядер моего CPU?
О: В меню Apple Qmaster > Share This Computer. Отметить Share This Computer и выбрать Services Only. Затем, при запуске задания, отметить опцию This Computer Plus.

В: Есть ли нюансы несовместимости между Compressor 3.5 и Compressor 4?
О: Да, необходимо отключить Compressor 3.5 Quick Clusters перед использованием Compressor 4 Quick Clusters, иначе задания не запустятся.

В: Что насчет Final Cut Server и Final Cut Express?
О: Страницы Final Cut Server и Final Cut Express теперь перенаправляют нас на страницу Final Cut Pro X, означая, что они сняты с поддержки.

Источники
Apple: Frequently asked questions about Final Cut Pro X
Final Cut Pro X Frequently Asked Questions (by Jon Chappell)
Troubleshooting Final Cut Pro X 10.1 (by Richard Taylor)
Собственный многолетний опыт компании Shortcut по поддержке FCP X