IT-консалтинг Jamf Pro Блог Контакты

Эта машина заменит секс

Кирилл Воронин 26.11.2009

Готовясь к рассказу про NeXT (в офисе стоят NeXT (оригинальный Cube из DeepApple), NeXTCube и две NeXTstation) и разбирая материалы, нашел журнал MacUP/RE за 2003 год; в статье несколько ошибок (сравнение Mac OS X 10.2 с лебедем тоже поразило; о, эти фанатки Apple!), но в качестве введения в тему решил процитировать.

Эта машина заменит секс
Наташа Персиянова, журнал MacUP/Russian Edition

el jobs
В 1985 году, когда Джобс был уже практически отстранен от руководства Apple, ему довелось встретиться с нобелевским лауреатом биохимиком из Стенфорда Полем Бергом. Во время разговора Берг посетовал на то, как непросто моделировать молекулярные цепочки. Джобс спросил, нельзя ли использовать для этого компьютеры? Увидев энтузиазм ученого, Стив понял – дело наклевывается интересное. Уже через несколько недель он основал новую компанию с пятью бывшими сотрудниками Apple. Ему было всего 30 лет, и он жаждал опять стоять во главе чего-то нового и необычного. Компания была названа красноречиво – NeXT. Основными инвесторами были эксцентричный мультимиллионер, кандидат в президенты США Росс Перо и компания Canon.

Закипела работа и наконец в 1989 году появился первый компьютер NeXT. Спецификация для того времени выглядела весьма неплохо – Motorola 68030 c частотой 25 МГц (Apple еще не начала использовать такие процессоры), сопроцессор, DSP, встроенный Ethernet, прекрасный звук (это был первый компьютер с CD-качеством звука). Все это – в черном кубике с размером стороны в 1 фут. В кубике еще оставалось место для установки жесткого диска и плат расширения. И никаких кнопок и индикаторов на корпусе.

Машина была новаторской во многом. В качестве основного носителя использовался магнитооптический диск на 256 Мбайт (первый коммерчески доступный оптический дисковод). Этот, без всяких шуток, огромный по тем временам объем позволял NeXT Cube хорошо выглядеть в области обработки графики, звука и везде, где высоки аппетиты относительно дискового пространства. Кроме того, по мысли создателей, такой диск позволял каждому носить систему и все свои программы и документы с собой. Вы вставляли диск в другой NeXT, и вас встречало «родное» окружение.

К Cube прилагался 17-дюймовый дисплей производства Sony (стандартный выбор в ту эпоху для производителей рабочих станций – все дисплеи Sun и Silicon Graphics на самом деле произведены Sony) с нестандартным разрешением 1120х832. Монитор подключался к системе 3-метровым кабелем, который передавал видеосигнал и питание; клавиатура, мышь и микрофон тоже подключались к монитору. Это позволяло например держать сам компьютер на полочке, а на столе только монитор, который был не меньшим чем Cube произведением искусства.

Не меньший интерес представляла операционная система компьютера. NeXTSTEP была основана на ядре Mach (автором которого был Ави Теванян – один из главных разработчиков NeXTSTEP) и BSD 4.3. Первым бросающимся в глаза отличием от других UNIX-систем было то, что NeXT использовала не стандартную для UNIX и не особенно дружественную X Window System, а свою графическую систему, основанную на языке PostScript, которая так и называлась – Display PostScript. NeXT в целом дружила с Adobe, – и к выходу компьютера были готовы Illustrator, 650 шрифтов и ATM. Интерфейс, основанный на PostScript, был роскошным, но ему бы не помешало стать более быстрым (особенно в ранних версиях системы). Кстати, первоначально NeXT показывал лишь четыре градации серого. Еще более важным было не использование собственной графической системы, а то, что компании удалось создать первую UNIX-систему «с человеческим лицом». И хотя NeXT пришелся ко двору в основном в академических учреждениях, где UNIX знали и любили, система позволяла сесть и работать, не заботясь о том, что у нее под капотом. Workspace Manager (аналог маковского Finder) давал возможность работать с файлами и сетевыми ресурсами, запускать программы без обращения к командной строке. Рекламные проспекты компании NeXT не обманывали, уверяя, что NeXTSTEP имела самый продвинутый на тот момент графический интерфейс. Достаточно вспомнить (если вам позволяет возраст), как выглядели конкуренты – Mac OS 6 или всякие оболочки для DOS.
Впечатляющим был и набор программного обеспечения, поставлявшегося с «Кубиком» – забавно, что одновременно с такими программами как Mathematica, с компьютером поставлялись полное собрание сочинений Шекспира и лирики Боба Дилана. По мысли создателей NeXT, наступала эра цифровых библиотек (никакого мультимедиа тогда еще не было).

Кроме того, любой NeXT был законченной станцией разработчика – вместе с системой поставлялись компиляторы, библиотеки, программа для разработки интерфейсов Interface Builder. Основным языком разработки был Objective C. Многие говорят, что это была ошибка, но во время создания NeXT C++ делал первые шаги, и никто не знал, что через несколько лет это будет язык номер один. Кстати, на NeXT были порождены не только монстры Doom и Quake (о чем MACup/RE уже писал), на своем кубике Тим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee) создал World Wide Web, включая первый веб-сервер и браузер.
100000
Логотип NeXT создал известный дизайнер Поль Рэнд (автор логотипа IBM). Он обошелся Джобсу в $100 000.

Сам Джобс (как он признавался в интервью) возводит некоторые идеи NeXT к той самой лаборатории Xerox в Пало-Альто, где он в 1979 году познакомился с концепцией графического интерфейса, которую так успешно воплотил в Macintosh. Как говорит Джобс, он был настолько ослеплен этой идеей, что совершенно не заметил две остальные основополагающие идеи – сети (в Пало-Альто был изобретен Ethernet и 200 компьютеров были подключены к файл-серверу) и объектное ориентирование. То, что было упущено при создании Мака, наверстывалось при создании NeXT.
Поскольку Стив Джобс уже был виновником пары компьютерных революций – создание первого персонального компьютера (Apple II, 1977) и создание первого компьютера с графическим интерфейсом и мышкой (Macintosh, 1984), компьютерная индустрия были взбудоражена. Пресса наперебой сулила новой платформе успех. «Эта машина заменит секс», – писал редактор журнала MacUser. Новаторское железо, характерная для Macintosh функция plug-and-play, мощь UNIX и инновационное программное обеспечение, – все это не могло не впечатлять.

Полный комплект (компьютер, монитор, программы) продавался по специальной образовательной цене (6500 долл.), – довольно неплохая по тем временам цена для такой машины, но все же студенты не могли купить компьютер (а университеты были, по мнению Джобса, наипервейшим рынком для NeXT).
NeXT оказался дороже чем персональные компьютеры и слабее рабочих станций. Возможно, NeXT не стоило опираться на процессоры Motorola, – ведь практически одновременно с появлением NeXT компания Sun перешла с использования процессоров Motorоla на RISC-процессоры. В итоге маркетологам компании даже пришлось породить новый термин –«персональная рабочая станция».

Невзирая на все уникальные особенности компьютера и операционной системы, несмотря на выпуск новых более быстрых машин («коробка из-под пиццы» и обновленный Cube на Motorola 68040), продажи так и не оправдали надежд Стива.
В 1984 году Apple продала первые 50 тысяч Маков за 70 дней, NeXT на это понадобилось 5 лет…

Последний герой
«В основном мы хотели продолжать то, чем мы занимались в Apple, – продолжать изобретать и создавать новое. Но мы ошиблись в том, что следовали той формуле, которую создали в Apple – пытаясь создать все целиком (Ред.– имеется в виду новую платформу). Но рынок менялся. Индустрия менялась. Масштаб менялся. Мы понимали, что в конце концов мы будем либо последней компанией, которой это удалось, либо первой компанией, которой это уже не удалось. Мы находились на краю. Мы думали что мы будем последними, но ошибались. Мы положили конец попыткам создать целиком новую платформу. В конце концов нам следовало осознать, что мир изменился, и стать программной компанией с самого начала».
Стив Джобс в середине 90-х гг. о крахе NeXT

Хорошо смеется тот, кто смеется последним

next
asnext

В 1993 году компания выпустила NеXTSTEP для процессоров Intel и
в этом же году закрыла свою аппаратную базу. Большинство первоначальных сподвижников Джобса уже разбежалось, а инвесторы изымали свои деньги.

NeXTSTEP (позднее OPENSTEP) для Intel и ряда других платформ не сыскала особой популярности. С одной стороны, заметно улучшалась Windows NT, c другой, – 90-е стали эпохой OpenSource и бесплатных (хотя, особенно на первых порах, не таких мощных и удобных) UNIX-систем, вроде Linux, что привело к вымиранию практически всех коммерческих UNIX-систем для платформы Intel. Не отличалась стабильностью и ценовая политика компании NeXT. Недостаточное количество разработчиков мешало ОС стать более популярной, а небольшая база пользователей не стимулировала производителей к разработке программного обеспечения для NeXT. Если в начале NeXT был поддержан такими компаниями как Adobe и Lotus, то в конце верными платформе остались лишь такие крохотные компании как Omnigroup.

IT-индустрия вспомнила о NeXT в 1997 году, когда Apple купила компанию за 400 млн долл. Естественно, NeXT столько не стоила – тут опять проявилось гениальное умение Джобса воздействовать на людей. Так Стив стал советником компании, а вскоре снова и у руля Apple. С Джобсом пришли из NeXT ключевые на сегодняшний день для Apple с инженерной точки зрения фигуры – Ави Теванян (главный по ПО), Джон Рубинштейн (главный по железу).
Этим людям удалось вытащить Apple из пропасти, а технологии NeXT влили свежее вино в меха операционной системы для компьютеров Macintosh. И постепенно, в результате пятилетней мутации эти гадкие утята (Рапсодия, Mac OS X Public beta, Mac OS X 10.0) превратились в лебедя (точнее, в Ягуара).

Mac OS X, хотя Apple никогда не говорит об этом прямо, по сути – прямой потомок NeXTSTEP, также базирующаяся на микроядре Mach и технологиях BSD, использующая свою собственную оконную технологию Display PDF (к этому времени PDF заменил PostScript) и систему конфигурирования NetInfo. Если мы даже мельком посмотрим на Рабочий стол NeXTSTEP и Mac OS X, то будем поражены множеством совпадений (вплоть до наличия Dock), если заглянем в папку Applications в Mac OS X, то увидим программы Address Book, Mail и т.д. (заканчивая Chess), которые увидели свет в далеком 1989 году.